Холокост (от греч. Holokaustos – всесожжение, сожжённый целиком) – самая печальная страница в истории Лидчины. В годы Великой Отечественной войны только в Лиде было расстреляно около 8 тысяч еврейского населения. [1]
Немецкие власти начали проявлять своё негативное отношения к представителям еврейской национальности, которые жили в Лиде, сразу, как только в городе был установлен «новый порядок».
Уже 28 июня 1941 г. группы СС и СД ловили евреев и уводили на главную площадь на улице Сувальской. «Там нацисты собрали адвокатов, инженеров, учителей и других людей свободных профессий. Евреев других профессий отправили в концентрационные лагеря на тяжелые работы, - пишет Элиаху Демесек, один из лидских евреев, выживших в годы войны. - Обреченную группу из 92 евреев отвели на разрушенные склады боеприпасов, находящихся под землей, и расстреляли» [14, с.23]
3 июля 1941г. были арестованы 151 представитель еврейской интеллигенции. Под предлогом увода на работу они были расстреляны и зарыты в ямах пороховых погребов. [2, с.12]
В те же июльские дни 1941г. в деревне Белице Лидского района у православной церкви были расстреляны 47 мужчин-евреев. Я. У. Качан, коренной житель, вспоминает: «…В метрах шестидесяти от православной церкви наши местные евреи копали яму. В стороне от церкви немцы поставили пулемёт, выбрали первых евреев и приказали им бежать к яме. Те побежали, а по им - пулемётная очередь. Подняли вторую группу и толкнули в сторону ямы, потом ещё…».[12]
23 июля 1941г. в д. Селец эсесовцы расстреляли около 30 евреев. В своей книге «Сялец. Прынёманская рэчаiснасць» местный краевед Николай Дикевич рассказывает: «Людзей павялi каля станцыi, дзе была выкапана яма глыбiнёй па пояс. Там немцы загадалi арыштаваным бегаць да знямогi па крузе i абавязкова скакаць праз яму… Потым яýрэяý павялi ýздоýж плоту ý суправаджэннi аýтаматчыкаý, двух кулямётаý i некалькiх сабак. У лясочку, што завецца ý нас Лужок, бязвiнных людзей расстралялi…».[16]
В начале сентября 1941г. по всему городу были расклеены объявления на трёх языках: немецком, русском и польском. В течение 24 часов еврейское население должно было покинуть свои дома и переселиться в гетто. Сюда согнали евреев со всего города, окрестных деревень и местечек. Лидские гетто располагались по ул. Еловой (теперь – ул. Л.Чайкиной), Журавлиной (ул. Докучаева), Орлич-Дрешара (ул.Коммунистическая); вдоль ул. Поставской (теперь территория завода
“Лидсельмаш”), по ул. Кошеровой (Красноармейская), вдоль Северного военного городка и по нынешней ул. Гастелло. Всех жителей-неевреев из этих микрорайонов переселяли в центр города. [2, с.11]
Евреям было запрещено ходить по тротуарам, они могли передвигаться только по дороге, вдоль канав, показываться на улицах даже днем без специального разрешения, переселяться в другие города. Категорически запрещалось входить в контакт с людьми других национальностей, разговаривать с ними на улицах, входить в их дома или торговать с ними.. [7, с.3] Еврейское население получало 125 граммов хлеба на человека в день. Запрещалось есть жир. Тех, у кого находили мясо, масло или яйца убивали. [14, с.23] Невыполнение этого указа влекло за собой смерть
Невзирая на возраст и пол, евреи были обязаны пришить на свою одежду, на спину и на левую часть груди желтые метки размером 10х10 см. Тех, у которых такие метки отсутствовали, то - ли на улице, то - ли дома, немецким солдатам было приказано расстреливать. Примерно через месяц желтые метки заменили на желтые звезды Давида такого же размера. [14, с.23]
Зимой 1941 – весной 1942гг. по приказу немецкой оккупационной администрации местные жители до последнего кирпича разобрали Лидскую синагогу, которая была сожжена ещё летом 1941г. [2, с.12]
Оккупационными властями был создан еврейский совет «Юденрат». В него вошли влиятельные члены еврейской общины учитель Лихтман; промышленник Коток; адвокат - Керзнер; банковский служащий Соколовской; школьный учитель Хабер, учитель Зарцин; бухгалтер Шалатский; сапожник Конопко - известный лидер местных рабочих; лавочник Столитский; лавочники Левин и Файнштейн; доктор Кантор М.Д.; лавочники Голдберг и Шайнбойм. [14, с.24]. «Юденрат» отвечал за регистрацию всех евреев, точную опись еврейской собственности, распределения жилья, осуществлял охрану внутреннего порядка, ведал медицинскими вопросами и поддержанием чистоты, занимался вопросами распределения рабочей силы и продуктов питания. Советом был составлен список всех мужчин в возрасте от 15 до 60 лет для специальных работ в лагере. Их отвозили и привозили с работы группами по 50 человек. Каждый день группы отправлялись в разные районы города, указанные охраной. Те, кто мог работать, отправлялись на расчистку мусора от разрушенных домов, улиц, на пиловку древесины. Они получали горячий суп из гнилой картошки один раз в день. Время от времени немецкие власти разрешали использовать в супе головы и кости животных. Все те, кто руководил еврейскими рабочими, должны были записывать в трудовую канцелярию всех, кто не являлся на смену или опаздывал хотя бы на несколько минут без уважительной причины и официального разрешения из трудовой канцелярии или врача. Рабочие выполняли тяжёлую физическую работу, испытывали голод, в результате чего специальной медицинской комиссии приходилось освобождать многих от работы из-за болезней и изнурения. Доктор и «Юденрат» должны были следить, чтобы не было симулянтов. В период с сентября по октябрь 1941г. за опоздание на работу были публично расстреляны на площади у Старого рынка 16 евреев. [2, с.12]
В конце 1941г. в Лиду переехало несколько десятков евреев из Вильно. Руководители «Юденрата» помогли им получить необходимые документы. «Однажды несколько еврейских преступников попробовали обворовать православного священника, - отмечает в своих воспоминаниях Элияху Демесек. - Попытка не удалась, и некоторые из них были арестованы. Жёны этих воров обратились в Юденрат за помощью». Однако преступникам, несмотря на то, что по национальности они были евреями, в помощи было отказано. Воры отомстили «Юденрату» за это и выдали евреев, приехавших из Вильно. В марте 1942г. жителей гетто выгнали из своих домов и в 8 часов утра пригнали на площадь возле почты. 50 евреев арестовали и расстреляли во дворе тюрьмы. А те, кто не пришёл на опознавательный парад, были убиты в своих домах. В тот день погибло 200 человек. [14, с.24]
Спустя неделю после этой расправы руководители Юденрата были арестованы: председатель Кальман Лихтман, который долго работал учителем в еврейской средней школе; Симха Коток - торговец; Эретс-Исраэль - член Поалезийского движения в Лиде, бизнесмен, член Союза рабочих; один из директоров химического завода «Корона»; Исраэль Керцнер и Беньямин Сидорович - адвокаты. 2 мая 1942г. после жесточайших пыток, они были убиты, а их тела переданы семьям в гетто. [1]
Новым руководителем «Юденрата» был избран доктор Черный (Чарны). Инженер Альтман, бывший директор литейного завода «Бенланд», предложил «Юденрату» приобрести разрешение на открытие мастерских по производству токарных и электрических товаров, одежды, трикотажа. «Юденрат» и Альтман даже планировали увеличить количество рабочих в мастерских и легкой промышленности, чтобы спасти как можно больше еврейского населения. [14, с.25]
8 мая 1942г. произошел массовый расстрел еврейского населения. С утра всех евреев начали уводить колоннами под конвоем на площадь около казарм. Здесь гебиткомиссар Ханвенг вместе со своим помощником по фамилии Виндиш производили сортировку. Направо уходили обреченные на смерть; налево отходили те, которым на время было даровано право на жизнь: ремесленники и другие специалисты. Первыми жертвами фашистских палачей стали дети. Их бросали в яму и забрасывали ручными гранатами. Взрослые были расстреляны из пулемета в заранее приготовленных трех ямах… Ямы засыпали хлоркой, присыпали песком, но он быстро начал оседать. Тогда немцы согнали 500 крестьян с телегами, которые сделали высокую насыпь над могилами. В тот день погибло 5670 человек трёх гетто - Пески, ул. Полтавской и ул. Кошаравой. [1]
Трагедии продолжались. 8 июля 1942г. расстреляно 120 человек медицинского персонала психиатрической больницы. В том числе погиб популярный врач Рубинович. Убийство совершено на глазах жителей деревень Малейковщизна и Минойты около помойных ям, в которых они были зарыты. [1]
В марте 1943 года на площади перед почтампом было собрано небольшое число оставшихся местных евреев и свыше 2 тысяч привезенных из других мест. «Было это в первые дни марта. Снег таял, образуя водянистую кашу, - отмечает в своей книге воспоминаний «Lida prawdziwa» Ю.Кардаш. - Евреи чувствовали, что уже пришел конец: уничтожали деньги, выбрасывали в снег и болото отбираемые у них гестаповцами бижутерию. Преступники расстреляли их на так называемых «Борах» (в северо-западном направлении от Лиды, в лесу около д. Островля). Свидетели называли некоторые фамилии и имена: Беркович, Меер и сын его Липка, Оран, Мейшке, Лейзар, Нахман, Рувко, Лейба и много других».[11, с.196]
17 сентября 1943г. лидские евреи, оставшиеся еще в лидском гетто, доставленные из Вороново и Ивье, были отправлены в концлагерь Майданек (Польша). В тот же день гебитскомиссар Ханвенг доложил, что Лида свободна от евреев, а лидского гетто больше не существует. [8]
Некоторым евреям удавалось спастись от экзекуций. Они бежали в Налибоцкую пущу, там, где действовали два партизанских отряда Туви Бельского и Шалома Зорина. Они располагались поблизости д. Бакшты и представляли собой семейные лагеря. Группа партизан из отряда Ш.Зорина была расстреляна в октябре 1943 г.
В Налибокской пуще нашли убежище сотни евреев. Едва ли не в каждом партизанском отделе было по несколько десятков евреев. С лидского гетто были выведены и спасены врачи Кевилевич, Гордин, зубной врач Арлюк. [14, с.28]
Осенью 1944г., после освобождения Лидчины, многие из уцелевших партизан- евреев были призваны в Красную Армию и погибли на фронте. [24]
Холокост – это боль, незаживающая рана. Она дает знать о себе всем: и тем, чьи родные и
близкие стали жертвами нацистов, и всему человечеству, которые скорбят вместе с ними и помнят о трагедии еврейского народа. В 1992 г. предпринимателем Борис Голубович по проекту скульптора А. Тухто на месте самой большой из могил расстрела в мае 1942г. установил мемориальный монумент из металла с надписями на иврите и русском языке. Ежегодно 8 мая здесь собирается лидская еврейская община и гости из других городов и стран. Произносят слова памяти, возлагают цветы и совершают молитву по убитым.
В 2003 году на месте расстрела в марте 1943г. был установлен памятник (скульптор Р. Груша). На двухметровой гранитной плите - шестиконечная звезда Давида и надпись на иврите и русском: «Вечная память евреям Лиды и Вильнюса, зверски уничтоженным немецкими нацистами и их пособниками за принадлежность к еврейскому народу в 1942-1943 (5702-5703) гг.».
Литература
1. Акт Лидской городской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков от 17.08.1944г.//Архивные фонды Лидского военкомата. Фонд 861, опись 1, дело 7. С.2
2. Белик, Е.М. Лидчина, опалённая войной: справочное пособие для факультативного курса «Лидоведение»/ Белик Е.М. Лида: СШ №1, 2007. - 52 с.
3. Воспоминания Миронович Ирины Викентьевны, жительницы г. Лиды//Фонды Лидского историко-художественного музея. Записано научным сотрудником Сливкиным В.В.
4. Даклад Лiдскага гэбiткамiсара маёра Ханвенга гаýляйтэру Беларусi Вiльгельму Куба пра стан спраý у акрузе «Лiда» на нарадзе ý Мiнску 8 красавiка 1943г.// Лiдскi летапiсец, 2001. - № 3.- С. 46-51
5. Дзiкевiч, М. Дзiтрыкi: згукi загiнуýшай цывiлiзацыi// Лiдскi летапiсец, 2003. - № 3-4.- С. 15-16
6. Кулеш, А.Ф. Горад Лiда: гiсторыя, легенда, факты/ А.Ф. Кулеш. – Лiда: Лiдская друкарня, 1994. – 120 с.
7. Кулеш, А. Ф. Лида в годы Великой Отечественной войны. Годы тяжёлых испытаний/ А. Ф. Кулеш //Оникс, 1999. - №4 - С.2-4
8. Кучмель, Г. Пусть только будят на рассвете томительные наши соловьи / Г. Кучмель //Лидская газета, 2004. – 01.04
9. Мацулевич, А. Смотрят мёртвые в небо, веря в мудрость живых/ А. Мацулевич// Лидская газета, 2003. – 05.08
10. Оккупационный режим// Фонды музея СШ №1 г. Лиды. МК-1/НВФ-31
11. Памяць: Лiда i Лiдскi раён: Гiсторыка - дакументальная хронiка гарадоў i раёнаў Беларусi / Рэдкал.: В.Г. Баранаў [i iнш.]. - Мн.: Беларусь, 2004. – 566 с.
12. Петрулевич, Л. «Их расстреляли в Белице»/ Л. Петрулевич //Лидская газета, 1997. – 29.05
13. Серафиновiч, К. Шлях на Галгофу/ К. Серафиновiч // Лiдская газета, 2010.- 16 .01
14. Слiýкiн, В.В. Знiшчэнне лiдскiх яýрэеý/ В.В. Слiýкiн //Лiдскi летапiсец, 2002. - №2.- С. 23-28
15. Яхантава, В. Журботныя ноткi ý песнi салаýiнай / В. Яхантава // Лiдская газета, 2008. – 20.10
16. Яхантава, В. Маýчанне дрэý…/ В. Яхантава // Лiдская газета, 2007. – 18.08
17. Халакост// Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi: у 6 т. / Рэдкал. Г.П. Пашкоў [i iнш.]. – Мн.: БелЭн, 2003. – Т.6, кн. 2. – С. 57
Комментариев нет:
Отправить комментарий