Страницы

Лидчина в 1914-1920гг.



Лидский уезд входил в состав Виленской губернии, одной из 78 губерний империи. Площадь уезда составляла 5615,7 кв.км.  Территория уезда была одной из наиболее значительных в губернии и охватывала современные Лидский, Щучинский, Вороновский районы и равнялась почти 5 тыс. кв. км (4926 верст).  К началу Второй мировой войны  численность населения уезда достигла 260 тыс. человек. Административно уезд был разделен на 23 волости, 8 судебно-административных округов с земским начальником в каждом округе и 5 полицейских станов с престопребыванием комиссаров полиции в Белице, Василишках, Вороново, Щучине и Эйшишках, и 2410 деревень. 

И.И. Коялович
Лида была уездным центром, здесь размещались все уездные ведомства: канцелярия предводителя дворянства, дворянское попечение, уездный съезд, полицейское управление, комиссия сельскохозяйственных организаций, казначейский инспекторат, казначейская касса, ведомство 5-го акцизного округа, ведомство уездного военного начальника, школьный инспекторат. Действовали синагога, Крестовоздвиженский костел, собор Михаила Архангела, Свято-Михайловская церковь и 26 молельных домов. Душепастырскую деятельность осуществляли раввин Ицхак Яаков Рейнес (1839-1915), протоирей Иосиф Иосифович Коялович (1836-1920) и декан Юзеф Шкоп.
Здоровье горожан поддерживалось в 3 больницах: еврейской на 25 коек (с 1868 г), городской на 25 коек (с 1899 г) и частной (с 1904 г) и военном госпитале (с 1910 г). Лечением занимались 6 врачей, роды принимали 6 акушеров, им помогали 10 фельдшеров. За здоровьем животных следил ветфельдшер

Прибытие кайзеровских войск в Лиду
С сентября 1915 г. Лида была оккупирована кайзеровскими войсками. В годы оккупации с территории Западной Белоруссии было вывезено в Германию огромное количество материальных ценностей: хлеб, скот, древесина и пр.

Прибытие кайзера в Лиду

На территории Лидского уезда немецкие власти не только не приостановили деятельность немногочисленных промышленных объектов, но даже в какой-то степени стали развивать местную промышленность. За годы войны без перебоев работали в городе чугунно-литейный завод, 6 лесопилок, машинная мельница, папиросно-табачные фабрики. Из Германии было привезено современное оборудование и установлено в лидском железнодорожном депо. Особенное внимание было уделено железнодорожной станции в Белице, там были установлены новые механизмы, построены подъездные пути, здания пакгаузов и т. п. На территории уезда были проложены новые узкоколейные железнодорожные пути. Начали разработку торфяных залежей, которыми богата Лидчина. По архивным источникам, за годы оккупации в городе трудилось более 2 тыс. промышленных рабочих. Значительное число составляли рабочие депо и станций. Любопытно и то, что на территории уезда несколько сотен человек было занято охраной коммуникаций — путей, мостов и т. п.

Улица Виленская в 1917 г.
В городе создавались профессиональные союзы. Наиболее многочисленным стал союз еврейских рабочих "Арбейтер Гейм", который к концу 1918 г. насчитывал около 300 чел. К слову сказать, за годы оккупации фактически не прекращалась деятельность местных отделений польских и еврейских политических партий и организаций. Весной 1918 года политическая обстановка в Лиде и уезде стала меняться. Из оккупированного немцами Минска стали возвращаться беженцы, которые передавали местному населению информацию о событиях, которые произошли в Петрограде в октябре 1917 г., пришедших к власти в России большевиках, их политике, о В. И. Ленине.
В период завершения немецкой оккупации в Лиде стала создаваться нелегальная коммунистическая организация. С октября по декабрь 1918 г. ее деятельность возглавил присланный из Вильно Чехов как уполномоченный Губернским комитетом РКП(б). В конце декабря 1918 г. в Лиде был создан революционный комитет под руководством уполномоченного ЦК РКП(б) Н. Лазарева.
В ночь с 27 на 28 декабря части германских войск стали покидать Лиду. За три дня через железнодорожную станцию проследовало более трех десятков вагонов с оружием и амуницией, фуражом и другим военным оборудованием. Необходимо отметить тот факт, что командование РККА признавало, что на территории уезда и города отход немецких войск не сопровождался мародерством, порчей железнодорожного имущества. Покидая город, немецкие солдаты организовали революционный митинг солидарности с местным населением. Такие же митинги состоялись в Белице, Гостиловцах и ряде других населенных пунктов Лидчины.
Как уже сказано выше, 29 декабря 1918 г. в Лиде был создан уездный ревкомитет. Его членами, кроме Н. Лазарева, стали А. Сечень — крестьянин села Винковцы Лидской волости, В. Колесник — также крестьянин из села Иодки той же волости. Уездревком занял дом бежавшего в годы войны местного купца Илютовича, который располагался по ул. Садовой, 11. В материалах Лидского краеведческого музея указывается, что в состав ревкома вошло 9 членов, из которых 5 были представителями коммунистов и 4 человека представляли партию социал-демократов, которая по своим программным установкам была близка к большевикам. Ревком с помощью рабочих захватил склад с оружием, которое принадлежало местному отделению литовской партии "Тариба" — 100 винтовок и 1,5 тыс. патронов и создал городской отряд народной милиции численностью около 100 человек. Ревком организовал рабочий контроль над городской электростанцией, телефон¬ной и железнодорожной станциями, зданиями и складами вокзала.
Первой массовой политической акцией ревкома стал организованный 31 декабря городской митинг, который был проведен в здании кинотеатра "Нирвана". Состав участников митинга, как указывают документы, был преимущественно из рабочих местных производственных коллективов. Члены ревкома объявили, что власть в городе принадлежит рабочим, а "город станет советским, как и все белорусские города. С панами и буржуазией будет покончено".
3 января немецкие войска оставили территорию Лидского уезда. Ревком опасался угрозы захвата власти со стороны вооруженных отрядов польских национально-политических организаций, которые в середине декабря 1918 г. создали в городе объединенный комитет "Народную Раду". "Рада" имела в своем распоряжении более 200 вооруженных легионеров и рассчитывала установить свой политический контроль над городом и уездом. Ревком организовал круглосуточное патрулирование улиц города силами добровольной милиции. 5 января 1919 г. в Лиду вошли эскадроны передовой разведки Красной Армии. Легионеры "Рады" вынуждены были оставить окраины города, отойдя в направлении Ивье и Щучина. Утром 10 января 1919 г. в Лиду вошли роты 3-го Седлецкого полка Западной стрелковой дивизии. В городе расположились 4 полка из состава этой дивизии и ряда других формирований . В стратегических планах командования Красной Армии Лиде отводилось важное значение, так как город находился на пересечении ключевых коммуникаций, связывающих Минск-Гродно—Барановичи.В фондах Лидского музея хранится любопытная заметка из губернской газеты "Наше утро" от 20 января 1919 г., которая была посвящена событиям в Лиде: "К приятному разочарованию некоторых местных обывателей, представляющих красноармейцев как хулиганов и грабителей, эти последние ведут себя весьма корректно... Большевики ведут энергичную борьбу с ворами и преступниками и этим самым снискали себе симпатии даже буржуазно настроенных кругов населения. Отношение между красноармейцами и населением весьма дружелюбное". 3-й Седлецкий полк был расквартирован в здании пехотных казарм на территории современного Северного городка, а другие части в домах и квартирах лидчан.
Факт прибытия в город частей Красной Армии означал усиление политического влияния местного ревкома. 6 января состоялся уездный съезд представителей "Народной Рады", которые заявили о своем намерении взять в свои руки власть в городе. Члены временного ревкома во главе с вооруженным отрядом заняли здание "Народного дома", в котором происходило заседание съезда, и объявили его распущенным, а саму "Раду" низложенной. Претерпел изменения и сам ревком. Во главе его стал комиссар 3-го Седлецкого полка Шпак. Сечень стал ответственным за местные финансы, а Колесник - за вопросы сельского хозяйства и снабжение города продовольствием. В состав ревкома вошли жители города Подземский и Шифман, которые стали руководить городской и уездной милицией. Примечательный факт: абсолютное большинство членов милиции составляли лидчане еврейской национальности. Приход частей Красной Армии негативным образом сказался на продоволь¬ственной ситуации в городе. Большое число магазинов и лавок не работало, так как их владельцы или покинули город, либо закрыли торговлю на неопределенный срок. Ревком начал регистрацию всех предприятий в городе и уезде, а также всех магазинов, лавок, товарных складов. Их владельцам было высказано строгое предписание не скрывать товары для свободной продажи населению.
Вскоре Лидский временный революционный комитет объявил себя полномочным органом Советской власти и принял решение именоваться Лидским уездным военно-революционным комитетом. В городе стали создаваться комитеты рабочего контроля за деятельностью ключевых по значению промышленных предприятий и других объектов, была открыта биржа труда для безработных, больница, исправлены водные коммуникации и электрическое освещение центральных улиц. Решением ревкома на городскую "буржуазию" была наложена "контрибуция" на сумму 80 тыс. оккупационных марок для "нужд трудящихся". Лидчанам было объявлено о начале реализации декретов Советского правительства о земле, рабочем контроле над торговлей, комму¬нальным хозяйством. В уезде началась регистрация помещичьих имений с целью их превращения в сельскохозяйственные коммуны . Социальные изменения на Лидчине были прерваны событиями Советско-Польской войны 1919-1920 гг.
16 апреля 1919 г. польские формирования тремя колоннами начали наступление на подступах к городу. 17 апреля начались бои на улицах города, особо упорное сражение было у подножия стен древнего Лидского замка. К утру 18 апреля красноармейские части оставили город. Уездный ВРК был ликвидирован, часть его членов была расстреляна. Немногим членам коммунистической организации удалось скрыться в подполье.
Весной 1920 г. Красная Армия перешла в наступление. 17 июля части РККА вошли в Лиду. Началось восстановление органов Советской власти. В городе налаживалась мирная жизнь. Заработали промышленные предприятия, пострадавшие от уличных боев. 27 июля 1920 года город Лиду посетил Ф. Э. Дзержинский. В связи с этим знаменательным событием на здании вокзала в 1967 году установлена мемориальная доска. На ней выбито: «Здесь 27 июля 1920 года находился выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства, верный ученик и соратник великого Ленина, председатель ВЧК Дзержинский Ф. Э.».
15 сентября 1920 г. лидчане познакомились с новой для себя формой советской жизни - коммунистическим субботником. В работах по очистке железнодорожных путей и вокзальных помещений участвовало 213 коммунаров и 707 горожан, отнесенных к беспартийным. За три часа работы было приведено в порядок 250000 саженей железнодорожных путей. Только за один сентябрь — месяц было проведено три субботника. Рабочие депо и их семьи занимались уборкой зданий вокзала и станционных территорий.Для руководства подготовкой и проведением субботников учреждалось специальное организационное бюро субботников, его председателем стал коммунист И. В. Думшо.
15 сентября 1920 года для трудящихся города знаменательно и тем, что в этот день в Лиду прибыли делегаты II конгресса Коминтерна, представители братских коммунистических и рабочих партий. 16 сентября на площади города состоялся митинг трудящихся Лиды и делегатов.
16 августа 1920 г. войска Польши перешли в стремительное контрнаступление на Западном фронте. 30 сентября части Красной Армии оставили Лиду. Кратковременный период Советской власти в городе был прерван.


Комментариев нет:

Отправить комментарий