Лида в конце XІV - XVІІІ вв.

Лидский замок И. Пешко (конец XVІІІ в. )
С конца XІV и до начала XVІ века Лида - великокняжеский город из первой пятерки городов ВКЛ. В 1396-1399 гг. по приказу Витовта Лидская волость принадлежит знаменитого хану заволжских татар Тохтомышу, а в 1440-1446 гг. - Хаджи-Гирэю. Летом 1405 г. Витовт взял в плен жену и детей смоленского князя Юрия Святославовича и поселил их в Лидском замке. 15 июля 1410 г. лидская хоругвь участвует в Грюнвальдской битве. В июле 1415 г. король Ягайло посещал Лиду, останавливался в Мыто. 


В 1422 г. Папа Римский для изучения обстановки на месте посылает в ВКЛ своего посланника Антония Зено, юриста, образованного референта. Ягайло вместе с Витовтом приняли его в Лиде, в резиденции князя Великого княжества Литовского - Лидском замке. Как утверждают польские исторические источники, на этой встрече присутствовала четвертая жена Ягайло (он только что женился на ней в Новогрудке), будущая королева Польши, "матка королей" династии Ягеллонов - Софья Гольшанская.
Великий князь литовский Свидригайло
В 1433 году Лиду сжег князь Свидригайла.

В 1504 г. король Александр передал Лиду от Глинскога Дрозду. В 1506 г. татарское войско оказалось недалеко от Лиды, и смертельно больной король Александр был вынужден уехать их замка. Вот как говорит о том времени древне-белорусская летопись «Хроника Быховца»: "... В лето семое тысяча пятнадцатого, а од божыяго нарожения тысяча пятсот седьмого после пленения земли Литовской от безбожных татар, и прыехал король и великий князь Аляксандро до Вильнюса з Ляхов немоцон очень немоцою паралитыковою и вчынил сейм в городе Лиде. И будучи Ему со всими паны в Лиде, пришла ко душераздирающую вест, иже царевиче перакопские Биты-Киреев Солтан а Бурное Солтан пришли с дватцатма тысячма людей ко Слуцке, идут к Новогородку ... Татарове пришедши к Новогородку, и скоро пришли за Немон и не доходячи Лиды, Около города, от всих сторону д. мили и в полумили от города, воевала церквах божий и двор великие, и веси зажигают и людей имали и убивали ...". (В оригинале текст написан латиницей). Однако штурмовать укрепленный замок татары боялись. В это время было собрано народное ополчение численностью в десять тысяч человек, которое разбило пришельцев в окрестностях Лиды, на расстоянии одной мили от города.

В XVІ в. Лида платила в скарбницу налог 10 коп литовских денег.

Со времен Стефана Батория здесь оседают евреи. Они занимаются торговлей, чем способствуют развитию города.
Печать магистрата города вольного Лиды 1792 г.

17 сентября 1590 г. Сигизмунд ІІІ дарует Лиде магдебургское право и назначает герб с
изображением льва и двумя ключами над головой. Привилегий 1611 г. подтверждает существующие здесь издавна рыночные дни. В 1638 г. в Лидском замке при стене разрешено построить склад для хранения документов Лидского земского суда и актовых книг. Владислав ІV 20 августа 1640 г. в Варшаве подтверждает для Лиды магдебургское право во всех его пунктах, клаузулах, условиях и параграфах.

Промышленность и торговля в Лиде были развиты слабо. В документах XVІІ в. в городе упоминаются только пивоварни, которые располагались при замковых фольварках, в церковным фольварке Куровщине или Новоселках и у некоторых мещан. Из ремесленников упоминаются только кузнецы и кожевники, а в также резники. Корчмы медовые, водочные и пивные существовали здесь еще в XV в., во времена Казимира. В 1680 г. всех корчем в Лиде было 19, из которых 10 содержалось христианами, в том числе одна бурмистром паном Яном Омановичем и 9 - евреями. Еженедельно по понедельникам происходили торги, а два раза в год - ярмарки. Ярмарки существовали здесь издавна и были подтверждены сеймом в 1611 г.

Но наступили тяжелые 1654-1663 г.г. Осенью 1655 г. украинские казаки прошли вдоль Немана, пустили Лиду и лидчину под саблю. В 1656 г. - голод, а осенью 1657 г. эпидемия косят население города. Соймик громничный 1658 г. ради предосторожности от эпидемии вынужденно проводится в Мыто. Наконец, в 1659 г., российское войско Хованского, после продолжительной осады замка, полностью уничтожает город.

В 1669 г. Король Михал Вишневецкий, обращая внимание на несчастья города, приказал, чтобы евреи, осевшие в городе, как и остальные горожане выполняли все обязанности, освободил мещан от работ на дворовых грунтах и от обязанности содержания гребли. 19 апреля 1670 г. король в Варшаве своим привилеем подтвердил Лиде Магдебургское право. В свою очередь привилегий 1676 г. освободил Лиду от выслуг и налогов. Однако ночной пожар 29 июня 1679 г. вновь уничтожил целый город. Причина пожара неизвестна. Благодаря сухой погоде и сильному ветру огонь с невероятной скоростью распространился по всему городу. В течение одного часа пожар уничтожил 38 мещанских и еврейских домов, которые платили налоги в казну, не считая домов монастырских и шляхетских. Многие христиане и евреи сгорели живыми, а многие получили тяжелые ожоги. Весь домашний скарб, скот и т.п. сделались добычей пламени.
Август II Король Польский в 1734-1763 годах
В 1702 г. шведы грабят жгут город, а в 1706 г. обязывают горожан платить невыносимо
большие налоги. С целью развития, сейм 1717 г. покидает городу прежние льготы и привилегии и освобождает от воинского постоя, а 7 августа 1727 г. король Август ІІ подтверждает привилегии своих предшественников, утверждает торговый налог с магазинов и скотобоен. 12 ноября 1744 г. Август ІІІ подтвердил все эти привилегии, а привилем 1776 г. записал Лиду среди тех литовских городов, которые сохранили Магдебургское право.

«Мы, король Август удовлетворяя …просьбу мещан Лидских настоящую привилегию наших предшественников мощью и достоинством нашей власти подтверждаем. А евреи в городе Лиде пользуясь увеличением протекции замкового двора, оттесняют мещан и доходы с товаров и ярмарок себе присвоили и проезжающих посторонних людей с вещами на продажу и товарами совсем удалили и таким способом большие потери в доходах ратуши сделали, исходя из этого приказываем, чтобы каждый из них из каждого торга торговый сбор городу и налоги с магазинов и местных прилавков каждый год сдавали в ратушу и чтобы христиан от убоев скота не отстраняли, но и сами с разрешения войта и бургомистра убоем скота занимались, а войту от каждой большой и малой скотины из каждого убоя давали лопатковое, и чтобы не мешали торговать солью мещанам и посторонним. Этих же мещан освобождаем навеки от земляных работ при насыпи возле замковой мельницы. Для измерения зерновых необходимо иметь согласно законам Великого Княжества Литовского в ратуше бочку пломбированную объемом семьдесят два гарнца и запрещаем всем мещанам и евреям прятать дома бочки, пол бочки, четверти, восьмушки и мерять втайне мимо городской меры под угрозой штрафа установленного в прежней привилегии двадцати литовских коп и воспрещаем эти частные меры и на это мы дали эту конфирмационную привилегию с подписью нашей руки и приказали подвесить печать Великого Княжества Литовского. Дано в Гродно… правления нашего ХХХIII (тридцать третьего) этой привилегией конфирмационной с печатью малой Великого Княжества Литовского подвешенной» (НАРБ в г. Гродно. Ф.1722, оп.1 д.96. л.144-145 об.)

В 1784-1787 годах комиссия "bonи ordиnиs" пересматривает условия и городские выплаты.
В последующее время Лида представляла собой административный, судебный, торговый центр повета, уезда, района. В Лиду приезжали судиться, просить, обмениваться продукцией, встречаться на балах и торжествах. С 1759 по 1834 г. в городе существовало среднее учебное заведение - пиарский коллегиум, выпускники которого оставили заметный след в науке и литературе. В коллегиуме учился будущий профессор Виленского университета, ботаник С. Юндзилл.

В 1792 г. в Лиде насчитывается 242 дома и 1243 жителя.

В 1795 г. город, по преимуществу еврейский, включен в состав Российской империи.

В 1794 г. Лида становится свидетелем восстания, а в 1812 г. свидетелем осмотра Александром І корпуса Дохтурова, потом нашествия французов и их бегства, наконец, 23 мая 1831 г. - стычки русских с повстанцами Хлоповского.

 По материалам журнала "Лидский Летописец"

Комментариев нет:

Отправить комментарий