15 сентября 2013 года Лидский аэродром отметил свой 100-летний юбилей. Он является одним из старейших аэродромов на территории Беларуси.
Уважаемые посетители сайта! Далее предлагаем Вам узнать историю лидского аэродрома, посмотреть видеосюжет , снятый ВоенТВ к 100-летию со дня его образования)
Карта выбора места для аэродрома |
История воздухоплавания на Лидчине берёт начало с 1910 года, когда на базе 2-ой роты бывшего 3-го Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона была сформирована 9-я воздухоплавательная рота. В Лиду были доставлены два привязных змейковых аэростата Парсеваля, два подвижных газодобывающих аппарата, газгольдеры, лебедки с приспособлениями для подъема аэростатов разместили возле имения Перепечицы. В 1912-1913 годах в Южном городке были построены склады, казармы, мастерские, жилые дома для офицерского состава, деревянный на металлическом каркасе эллинг, вышка-причал для дирижаблей. Вскоре здесь появился и первый дирижабль «Астра».
19 декабря 1913 г. 9-ая воздухоплавательная рота была переименована в 3-ю воздухоплавательную роту, которая размещалась в городе Лиде до 1915 года. Лидская 3-я рота была одним из крупнейших военных воздухоплавательных подразделений Российской Империи. На лидском аэродроме одновременно базировались воздушные шары, змейковые аэростаты, дирижабли нескольких типов и аэропланы.
В феврале – марте 1914 г. при 3-й воздухоплавательной роте была сформирована 4-ая авиационная рота из семи корпусных авиационных отрядов. Именно с Лидского аэродрома они были отправлены в расположение 1-й и 2-й армий и начали свой боевой путь на фронтах Первой мировой войны.
В апреле 1915 г. началось отступление русской армии. В конце мая эскадра тяжелой авиации Верховного Главнокомандования Русской армии со всеми службами перебралась из-под Варшавы в Белосток, а затем в Лиду. На посадочную полосу приземлились самолеты «Илья Муромец» вместе с экипажами и легендарным конструктором Игорем Ивановичем Сикорским. Лидский аэродром стал базовым для самых больших самолетов Первой мировой войны.
Базирование эскадры в Лиде было кратковременным. В ходе дальнейшего наступления германских войск было решение перебазировать эскадру под Псков, что и было сделано в августе 1915 года.
В сентябре 1915 года Лида была оккупирована немецкими войсками. Наибольший расцвет в ХХ веке аэродром переживал в период с 1921 по 1939 год. В это время здесь дислоцировались четыре воздушных эскадрильи, летало не менее 40 самолетов Spad-61, P-11, P-23. В Лиде служили такие известные польские летчики, как Ежи Косовски, который был здесь командиром полка. Он совершил первый в истории польской авиации полет Варшава-Токио и обратно. На обратном пути совершал посадку в Лиде, сохранились фотографии этого знаменательного события,.
22 июня 1941 года лидский летный гарнизон не был разгромлен, самолеты в тот день находились на полевом аэродроме. Немецкая армия использовала аэродром для легкомоторных самолетов, только в 1944 году сюда прибыли штурмовики и истребители.
В послевоенные годы авиационные полки на аэродроме в Лиде менялись. С 1947 по 1993 год там размещалась легендарная 1-я гвардейская штурмовая дивизия. Сейчас в Лиде дислоцируется 116-я гвардейская Краснознаменная Радомская штурмовая авиационная база.
Комментариев нет:
Отправить комментарий