Страницы

Протоиерей Иосиф Коялович

    Родился протоиерей Иосиф Коялович 4 (17) мая 1835 года в семье священника в местечке Кузница Гродненской губернии (ныне Белостокское воеводство Республики Польша). Старший брат Иосифа – Михаил Иосифович Коялович (1828-1891) – известный историк, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Любовь к Родине, стремление сохранить православные традиции сблизили их отца со знаменитым митрополитом Иосифом Семашко, когда оба учились в Виленской Духовной Семинарии. В 1840 году отец Иосиф Коялович умер от чахотки. В это время сыну Михаилу было 12, а Иосифу 5 лет. Первоначальное богословское образование Иосиф Иосифович Коялович получил в Жировичском уездном Духовном училище, по окончании которого в 1851 году поступил в Литовскую Духовную семинарию. 

В семинарии он обучался словесным, философским, историческим, физико-математическим, естественным, медицинским и богословским наукам, а так же языкам: греческому, латинскому, французскому, немецкому и еврейскому. Окончив ее по первому разряду, 15 июля 1857 года был определен в Кобринское Духовное училище преподавателем русского языка во всех трех отделениях и русской истории в высшем отделении. Факт успешного окончания семинарии и назначения на ответственную должность преподавателя в то время свидетельствует о трудолюбии и немалых способностях двадцатидвухлетнего юноши.
   В 1860 году Иосиф Иосифович Коялович вступил в брак, от которого у них с супругой Елизаветой Ильиничной родился сын Адриан. По рекомендации Митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) в ноябре 1860 года его назначили на священническое место в г. Лиде и на должность законоучителя при дворянском училище. 26 декабря по старому стилю (8 января по новому стилю) он был рукоположен митрополитом Иосифом во священника. В 1862 году молодой священник уже назначается помощником Лидского благочинного и цензором проповедей духовенства Лидского и Щучинского благочиний. Кроме того, он состоял депутатом духовных дел по всем присутственным местам в г. Лиде, а в 1863 году стал еще и членом Комитета Лидского уезда по устройству православных церквей. При его участии летом 1863 года проходили торжества по освящению собора в честь святого Архистратига Михаила.
Через три года отец Иосиф, зарекомендовавший себя как умелый организатор и искренний служитель, был назначен на должность благочинного церквей Лидского округа и переведен на протоиерейское место Лидского собора. Возведение в сан протоиерея последовало в 1869 году. На протяжении всех лет пастырской службы отец Иосиф пользовался уважением среди прихожан и священнослужителей. Он бессменно пребывал на должности благочинного в течение 39 лет, и только в 1905 году был освобожден от неё по собственному прошению: ему исполнилось 70 лет. За время своего служения отец Иосиф обращал в Православие иноверцев (72 католика и 1 старообрядец, 5 евреев и 2 магометанина приняли обряд крещения), оказывал помощь брату Михаилу в сборе материалов для историко-публицистических работ. Во время Первой мировой войны, когда многие покидали оккупированные районы, отец Иосиф остался вместе с прихожанами и не уехал в эвакуацию. В апреле 1919 года в Лиду вошли польские войска, которые принесли православным боль и страдания, отнимали у православных храмы. На третий день Пасхи Христовой отец Иосиф совершал Божественную Литургию, когда в храм ворвались польские легионеры. Они приказали священнику и молящимся выйти из собора, объявив: «Было ваше, станет наше». Прихожане были шокированы происходящим. Отец Иосиф попросил разрешения окончить Литургию, но легионеры, схватив за облачение, потянули отца Иосифа
через Царские врата на улицу. Священник едва успел поставить Чашу со Святыми Дарами на Престол. Молящихся прихожан также стали выгонять из храма. Восьмидесятичетырёхлетнего отца Иосифа вытолкнули из собора, и он упал. Над священником издевались: наносили побои, затем отрезали ему бороду и подожгли её. На глазах у пастыря происходили осквернение святынь и захват храма, в котором он служил в течение почти 54 лет. Прихожане плакали, но ничем помочь ему не могли. А в это время подоспевшие фанатики стали выбрасывать из собора иконы и православные кресты, выкрикивая бранные слова. На следующий день со следами побоев священника обнаружили мёртвым в церковном доме. Паства в одночасье лишилась и любимого пастыря, и Свято-Михайловского собора. 
     Эти воспоминания очевидцев подтверждаются материалами доклада Литовского Епархиального Совета от 19 июля (2 августа) 1919 года, подписанного председателем Совета протоиереем С. Сосновским и инспектором Литовской Духовной семинарии, секретарем Совета В. Богдановичем. Погребен был почтенный пастырь у алтарной части Свято-Георгиевского храма, в усыпальнице рода Кояловичей. (сведения взяты из статьи протоиерея Ростислава Соловьёва, г. Лида «Новогрудские епархиальные ведомости», № 11 (156) ноябрь 2012 года).

Комментариев нет:

Отправить комментарий